Опасайтесь барсуков
На ряде старых гравюр можно увидеть изображение барсука, несущего на плечах здоровенный мешок; присмотревшись, с изумлением обнаруживаешь, что на самом деле он тащит собственные гениталии громадных размеров...
Действительно, японская енотовидная собака (Nyctereutes procyonides viverrinus), которую несколько ошибочно именуют «барсуком», имеет необычно большие гениталии, что со времен эпохи Камакура давало пищу художникам и стихоплетам. Есть, на пример, такая песенка, отдаленно напоминающая русские непристойные частушки:
тан-тан тануки-но кинтама ва тан-тан, а у тануки яйца
кадзэ мо най нони хоть и ветра нет,
бура-бура а болтаются...
и далее в том же духе.
Что еще забавнее – считалось, что барсуки развекают себя (а иногда – и окружающих), выбивая по своим представительным мужским достоинствам барабаннную дробь. Впрочем, к эпоже Эдо их стали изображать барабанящими по животам – так более пристойно.
Но хватит фривольностей; посмотрим, какое место это создание занимало и занимает в народном представлении.
Барсук (будем называть его этим собирательным термином) в японском фольклоре представлен тремя разновидностями ― тануки (狸), мудзина (狢) и мами (貒),причем основной является первая, часто комбинируемая с лисицей в термине кори (狐狸) или «лисы и барсуки». Тануки, как и мудзина, способны превращаться в людей, преследовать и очаровать их, но они не таки хитры и опасны как лисы, поскольку в них отсутствует божественность, придающая животному в человеческом восприятии черты существа высшего порядка.
В календаре XIV века говорится, что «плача» тануки страшились, как предзнаменования напастей и смерти. Что касается мудзина, то считалась, что в его животе есть магическая жемчужина, заключающей в себе сверхъестественную силу (точно так же, как у китайских лис–оборотней); ее подносили императору или сохраняли в храме. О том, что в те ранние времена мудзина считались обладавшими способностью превращаться в человека, мы читаем в хронике Нихон сёки, однако, после VIII века мудзина надолго исчезают из литературы, появляясь вновь лишь в XVIII веке.
В XIII веке впервые появляется тануки, то по-одному, то в сочетании с лисой, и демонстрируя довольно резкое поведение: он топил охотников, осмеливавшихся стрелять уток на горном озере, являясь им в виде старой карги, возникавшей из центра озера в мерцающем свете и налетавшей по воздуху на всякого, кто приближался к берегу. Либо же тануки появлялся в виде громадного, совершенно черного буддийского монаха в старой часовне и, как считалось, пожирал людей. Обычной шуткой тануки было бросаться камешками и обломками черепицы в дома, как это любили делать горные демоны Тэнгу.
И это не единственное, что тануки имеют с ними общего. И те, и другие любят являться в виде будд, или бодхисаттв, чтобы морочить глубоко верующих монахов и отшельников. Поскольку почитание людьми было им, как и лисам, чрезвычайно приятно, они ухитрялись даже пользоваться именами усопших императоров, очаровывая людей и требуя поклонения от его имени. Однако, сила превращения, которой обладали как лисы, так и тануки, исчезала, как только их убивали. Тогда их величественность съеживалась до исходных размеров, и могучие гиганты, или бодхисаттвы оказывались всего лишь ничтожными животными.
Помимо лис, старый барсук становился в японском фольклоре все более популярным. Он мог принять облик одноглазого призрака или старухи, явиться посреди ночи как огромная женщина или черный монах, сопровождаемый молнией и землетрясением. Барсуки слетали с неба в виде сверкающей кометы, или падали в виде пылающих человеческих голов перед ошарашенными людьми, чьи ноги они обжигали, а те потом болели от их ядовитого дыхания. Они стучали в ворота посреди ночи и заставляли свои жертвы идти в заколдованные дома, где до смерти пугали их своими штучками. Они сжигали своих умерших по буддийскому ритуалу и просили помощи у монахов монастырей, которых преследовали еще незадолго до этого.
Не всегда, однако, тануки были столь опасны и неприятны для людей. Часто, ясными лунными ночами они развлекали людей игрой на своих животах–барабанах, либо являлись им в снах в виде детей и просили позволения жить у них под домом, заранее оповещали о своем концерте на барабанах, либо предсказывали, что на следующий день их загрызет собака. Они знали прошлое, будущее, эту жизнь, равно как и свои прошлые существования. Дождливыми ночами они и мудзина появлялись, как блуждающие огоньки.
Они столетиями жили в буддийских монастырях, легко накапливая деньги и являя примеры странного письма, и наконец погибали, загрызенные простой собакой. Даже после смерти они накладывали проклятье на тех, кто тратил деньги, которые они собирали при жизни, либо вызывали смерть человека, убившего их. В облике монахов они обсуждали буддийские сутры; как старые ученые – китайских классиков.
Понемногу тануки в народных представлениях становились все более безобидными. На Сикоку, где не было лис, они заняли в фольклоре их место, играя шутки с простодушными деревенскими жителями, а также обманывая молодых юношей и девушек, принимая облик миловидных служанок, или красивых влюбленных, либо ― являясь верующим монахам в виде будды Амида на розовом облаке. Однако, в целом они помогали и развлекали людей больше, чем мешали им. Иногда они даже одалживали деньги, хранимые в ямах и в долинах, или делали им подарки драгоценными мечами; иногда они развлекали их миражами, строя величественные замки, или шумные базарные площади. Они жили как монахи в монастырях и продавали крестьянам свои рисунки, которым такие произведения очень нравились. Они обитали под крыльцами или над потолками в частных домах, однако в конце были часто загрызаемы собакой, их естественным врагом, и по их душам служили заупокойную службу.
На выделанных шкурах тануки японские ювелиры обычно плющили золото, превращая его в тончайшие листы, и потому барсуков часто ассоциируют с удачей и достатком.
В конце средневековья изображения тануки появились у питейных заведений; эта традиция сохранилась вплоть до наших дней, когда у входов во многие идзакая можно видеть фигурку этого забавного животного, часто обнимающую большую бутылку сакэ.
Источник -там вообще есть что почитать: да и иллюстрации тоже глянуть-
http://andrei-fesyun.livejournal.com/
Posted on Oct. 12th, 2008 at 07:39 am | Link | Leave a comment | Add to Memories
Отредактировано Ольга (2008-10-12 18:40:00)